• Фото: ya2016.com
  • «Волна»
  • «Бараны», фото: rg.ru
  • «Зенит», фото: rg.ru
  • «Фехтовальщик», фото: rus.err.ee
  • «Анклав», фото: senica.ru
  • «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», фото: film.ru

«ВОЛНА». НОРВЕГИЯ

Первый фильм-катастрофа, сделанный в Норвегии, вышел на экраны в августе, став открытием местного кинофестиваля. Масштабная картина о гигантской волне, которая накрывает Гейрангер-фьорд и расположенный неподалеку поселок, на родине стала по-настоящему резонансным событием. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что описываемое в сюжете «Волны» бедствие действительно когда-нибудь произойдет — ученые сходятся на том, что часть хребта Окернесет (норвежцы называют его Горой Смерти) рано или поздно обрушится в море, вызвав волну высотой в 80 метров. Геологи двойственно отнеслись к картине постановщика Роара Утхауга. По их мнению, визуально катастрофа очень даже впечатляет, однако события социального характера, показанные в фильме, не имеют ничего общего с реальностью. Даже с учетом того, что реальность эта еще не наступила. Не являющиеся экспертами в данной области зрители, впрочем, пришли в ожидаемый восторг, отметив, что лента ничем не уступает голливудским блокбастерам.

Создатели фильма, собственно, и не отрицали, что позволили себе разного рода сюжетные вольности во имя зрелищности. Характерной чертой «Волны» является обратный отсчет, который создает особенное чувство тревоги. В этом можно убедиться даже по трейлерам картины. Главному герою, геологу Кристиану Эйкерду, самой природой отведено всего лишь десять минут, чтобы найти и спасти своих близких  — сюжет ленты действительно равняется на проверенные долларом американские фильмы-катастрофы. Вероятно, это и стало основной причиной для выбора «Волны» как претендента на «Оскар». Прочие претенденты несут в себе гораздо меньший экшен, и норвежский оскаровский комитет решил, что социальному кино будет непросто выделиться в длинном списке конкурентов. Роар Утхауг же имеет неплохие шансы получить работу в Голливуде, тем более что он и ужасы при случае запросто снимает, и сериальный опыт успел получить. 

«БАРАНЫ». ИСЛАНДИЯ

Исландия в этом году в качестве номинанта на «Оскар» представит картину, далекую от темы масштабных разрушений и человеческих жертв, однако связанную со стихией и не лишенную своих козырей. «Бараны» Гримура Хауконарсона весной отлично зарекомендовали себя в Каннах, получив «Пальмовую ветвь» в номинации «Особый взгляд», были успешно продемонстрированы на ряде менее значимых кинофорумов и тепло восприняты зрителями на родине. Выбирать исландцам было особенно не из чего, а потому они пошли дорогой, которая не привела к успеху российскую ленту «Левиафан» годом ранее. Неизвестно, как воспримут картину американские киноакадемики, из года в год предпочитающие куда более прямолинейное кино. Впрочем, исландская лента претендует также и на призы Европейской киноакадемии, и разочарование на «Оскаре» может быть скрашено парой «Феликсов», за которые тоже придется серьезно побороться с пятью десятками других картин.

Вынесенные в название фильма бараны присутствуют в сюжете фильма в двух ипостасях. И если в привычном смысле их предостаточно, то в иносказательном — всего два. Приписываемое этим жвачным домашним животным упрямство явственно проявляется в главных героях ленты — братьях-овцеводах, которые не разговаривают друг с другом в течение последних 40 лет. Храня верность давней ссоре, родственники, успевшие стать крупнейшими фермерами в регионе, сталкиваются с эпидемией болезни, которая грозит уничтожением дела всей их жизни. Общая беда оказывается действеннее кровного родства и здравого смысла. Заметим, что одним из преимуществ «Баранов» является уникальная природа Исландии — не зря же ездить туда за картинкой стало модно даже в России. Местные виды способны подчеркнуть даже не самую очевидную драму. Хауконарсон пользуется этим в полной мере, не забывая и о национально-колоритном юморе.

«ЗЕНИТ». ХОРВАТИЯ

Еще один Каннский счастливчик 2015 года, получивший отдельную премию жюри все в той же категории «Особый взгляд». Фильм Далибора Матанича «Зенит» рассказывает историю любви на фоне многолетней вражды: хорватка и серб живут в соседних селах и за 30 лет, показанных в ленте, не раз сталкиваются с непреодолимыми, казалось бы, препятствиями на пути к воссоединению. Режиссер, впрочем, каждый раз эти преграды стирает, перенося героев в следующее десятилетие и позволяя героям начать все сначала, вновь вступив в борьбу со злобой и нетерпимостью. Балканская трагедия, как одна из наиболее животрепещущих в современной истории, дает «Зениту» неплохие шансы на попадание в шорт-лист номинации. Матанича сегодня называют новым голосом местного кино, который сильно отличается от Кустурицы — в первую очередь, склонностью к идеализированию. В этой ленте он во взводит на верховный престол Любовь. Она, по словам самого постановщика, является злейшим врагом всех политиков. Ну и побеждает, как водится.

«ФЕХТОВАЛЬЩИК». ФИНЛЯНДИЯ

Попытка взять «Оскара» за картину «Фехтовальщик» станет уже третьей в карьере финского режиссера Клауса Хярё. Пока ему покорился только Берлинский кинофестиваль — в 2000 году за короткометражку «Ночной полет» и тремя годами позднее – за фильм «Элина». Этих регалий вполне достаточно, впрочем, чтобы заставить иностранного зрителя присмотреться к претендующей на признание киноакадемиков ленте. Ее шансы растут еще и благодаря присутствию в сюжете зловещих советских спецслужб, которые преследуют реально существовавшего эстонского спортсмена Энделя Нелиса. Скрываясь от излишне пристального внимания КГБ, фехтовальщик вынужден переселиться в Финляндию, где он становится физруком в провинции и живет тихой и размеренной жизнью, пока не наступает очередное «но». В России картину называют очередным клином, вбитым в отношения с Европой, а если она еще и статуэтку получит — вообще перейдет в разряд пропагандистского арсенала. Финны, впрочем, парируют тем, что это фильм о красоте и человечности в непростых обстоятельствах.

«АНКЛАВ». СЕРБИЯ

Оскаровский комитет Сербии выбирал из шести претендентов, но в результате в США отправится опять же картина о балканской трагедии и о том, как наилучший человеческие чувства побеждают войну, вражду и бомбардировки. «Анклав» получил приз зрительских симпатий на состоявшемся летом Московском международном кинофестивале, а вот в США вряд ли будет воспринят со сравнимым восторгом — знаменитые бомбардировки присутствуют в фильме, и его создатели не скрывают своего к ним отношения. Примечательно в свете выбранной темы также и то, что в создании «Анклава» принимали участие немецкие кинематографисты. Картина произвела сильнейшее впечатление на зрителей в Москве и других городах мира — режиссер и сценарист Горан Радованович не жалеет инструментов, чтобы показать и сам конфликт, и его скрытые от глаз мировой общественности последствия. Выбранный им язык повествования вряд ли оставит равнодушными киноакадемиков, что само по себе достижение — на премию сербам всерьез рассчитывать все же не стоит.

«ГОЛУБЬ СИДЕЛ НА ВЕТКЕ, РАЗМЫШЛЯЯ О БЫТИИ». ШВЕЦИЯ

Швеция оказалась похожей на российскую ситуацию, а потому на суд киноакадемиков отправила кино, уже получившее всемирное признание год назад — благо, правила «Оскара» позволяют таким картинам участвовать в гонке. Рой Андерссон — чуть ли не самый опытный и заслуженный шведский постановщик, в его копилке есть призы Берлинского кинофестиваля, датированные аж 1970 годом. Фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» получил «Золотого льва» в Венеции в прошлом году и стал предметом горячих споров для критиков. Вообще он является заключительной частью трилогии — первая, «Песни со второго этажа», получила приз жюри в Каннах в 2000 году. «Голубь...» представляет собой набор из многочисленных зарисовок, которые швед умело складывает в картину, достойную магического реализма. Реальность переплетается с вымыслом, на первый план то и дело выходят самые насущные проблемы современного общества, да и вообще Андерссон делает именно то, что хочет. Наличие собственной продюсерской компании и доход от съемок рекламы позволяют ему ни на кого не оглядываться.

Возрастная категория материалов: 18+