Укрепив сценарий подпорками в виде давно зарекомендовавших себя шаблонов вроде приезжей семьи, одинокого (и подозрительного) дома на отшибе и хмурых местных, Харди (да, он и сценарист тоже) решил украсить происходящее «ирландским фольклором» и потусторонними существами. В последнем он равнялся на Гильермо Дель Торо и первый «Сайлент Хилл», хотя творчество мексиканца постановщика явно увлекало больше. Как и в случае с вознесенным до небес «Лабиринтом Фавна», «Из тьмы» получил одобрительные отзывы на фестивалях, что позволит этим самым дебютантам и дальше быть уверенными в преобладании визуальной составляющей над всем. Включая здравый смысл и хотя бы минимальную свежесть идей. Соответственно, на изображение лесного народца ушел весь невеликий бюджет картины: именно поэтому в ней, по сути, всего два персонажа, а остальные полтора маячат на периферии, пытаясь осознать, на кой черт они здесь вообще нужны. Впрочем, в описываемом великом противостоянии мифических духов и полоумных супругов посторонние и вовсе не нужны.
Потратив несколько минут в начале на демонстрацию зловещего пня и фоновое описание сложной экономической ситуации в еврозоне, из-за которой Ирландия вынуждена торговать природными ресурсами, Харди принимается рассказывать сказку. Все мы ее уже слышали: главному герою советуют не ходить в темный лес, а он все равно идет и за это получает увесистую вязанку проблем. В нашем случае героем движет не только ослиное упрямство, свойственное сказочным персонажам, но еще и чувство долга: работа Адама заключается в том, чтобы ставить белые крестики на деревьях, подлежащих беспощадной вырубке с последующей продажей. Местные жители не поддерживают государственную экономическую политику и к тому же боятся древнего Зла, живущего в окрестных чащобах. В общем, они сами запутались, но шляются по округе с ружьями и требуют, чтобы приезжий специалист прекратил свою гнусную деятельность. Уклоняясь от дискуссий, главный герой стоит на своем, и вскоре лесной народец решает взяться за него как следует.
Все это в крайне замедленном темпе объясняется в первой половине картины: герои ходят по дому и вокруг него и постоянно унывают. И именно в тот момент, когда их вроде бы немного бодрит курение марихуаны, начинают твориться зловещие странности. Природная заторможенность супругов, приумноженная наркотиком, не позволяет им сделать верный шаг: запихать в автомобиль младенца, вещи и себя и вернуться в Лондон, Дублин или откуда они там приехали. Вместо этого они подозревают в заговоре аборигенов. А когда отец семейства, наконец, берется за ружьишко, уже слишком поздно: вокруг ночь и лесные болота, монстры стучат в дверь и ползают по перекрытиям, по ходу дела выводя из строя двигатели, генераторы и даже сотовую связь. Магия, понимаете ли. Дабы напомнить зрителю о фольклорной составляющей, авторы фильма подбрасывают в дом героям древнюю книгу, в которой то ли рунами, то ли английскими буквами написано, как дальше жить. В какой-то момент мысль о наказании за попытку осквернить святилища исчезает в тумане, а происходящее превращается в битву за младенца: долго объяснять, но лесному народцу он позарез необходим.
Главный свой козырь – собственно, монстров – Харди выкладывает на стол уже в середине ленты: они, хоть и боятся света еще больше, чем металлических предметов, постоянно перед глазами. Сначала это несколько разбавляет действие: существа выглядят гораздо бодрее сонных супругов и потешно скачут по лугам, лестницам и потолкам. Будь «Из тьмы» компьютерной игрой, незваных гостей можно было бы увлеченно расстреливать из дробовика, но зритель обречен наблюдать за происходящим безобразием через «четвертую стену», не имея возможности вмешаться. Постановщик тем временем старательно припоминает любимые фильмы жанра: к примеру, ситуация явно напоминает ему экранизацию «Сияния» Стивена Кинга, сделанную Стэнли Кубриком. Перед нелепейшей финальной сценой на Харди даже находит небольшое озарение, благодаря которому сюжет приобретает явственный привкус безысходности. Именно это часто вытягивает посредственные хорроры на средний уровень, но на этот раз пациента решили добить сомнительным хэппи-эндом, который, впрочем, оставляет пути отхода для сиквела. Наверняка какой-нибудь энтузиаст возжелает подхватить тему.
Не сумев воспользоваться ни богатейшим народным творчеством Ирландии, ни наработками старших товарищей, ни собственными находками, создатели «Из тьмы» обрекли картину на финансовый провал. Зрители, в отличие от критиков, голосовать за нее долларом не стали и рублем тоже не особенно поддержат. Собственно, это никакая и не новинка: мировая премьера состоялась более года назад, а в США фильм показали в ноябре: указанная на IMDb сумма кассовых сборов не дотягивает и до 10 тысяч долларов. Все это еще больше напрягает поклонников «Ворона» – есть все основания полагать, что взгляд британца на культовый фильм окажется еще более разочаровывающим, чем все существующие сиквелы.
Не стоит и останавливаться на том, что «Из тьмы» при всех прочих недостатках совершенно не пугает – это очевидная проблема всей современной индустрии ужасов. Зато есть над чем посмеяться: все эти разнополые лесные чучелки забавно орут друг на друга в темном лесу, который каждый раз освещает специальный прожектор. Они же «из тьмы», а не «во тьме», все правильно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии