В городах и районах области откроются многофункциональные центры получателей государственных и муниципальных услуг, где работа будет выстроена по принципу «одного окна». Все это не сказка — это в конечном счете должна дать административная реформа, реализация которой активизировалась в Приамурье в прошлом году. О том, что изменится в жизни чиновников и амурчан, рассказал в интервью «АП» первый вице-губернатор, председатель комиссии по проведению административной реформы в Амурской области Виктор Марценко.

— Виктор Васильевич, административная реформа у многих ассоциируется как реформа для власть имущих. Как она отразится на рядовых жителях?

—  Если говорить простым языком, то административная реформа определит количество и качество услуг, которые чиновники должны предоставлять гражданам. Если раньше человека, обратившегося к представителям властей, начинали гонять по кругу, то теперь гражданин будет знать: куда прийти, кто должен оказать ему услугу, в какие сроки и какого она должна быть качества. Государственные служащие в свою очередь должны будут работать быстро и четко, соблюдать законы и собственные регламенты. Административная реформа накрыла всю страну. Наша задача — в кратчайшие сроки подготовить более 400 регламентов по каждому виду услуг в различных сферах деятельности: в жилищно-коммунальном хозяйстве, управлении имуществом, социальной защите населения и многих других.

— Как началась реализация реформы в Приамурье?

— К процессу реформирования государственного управления наша область подключилась еще в 2006 году после утверждения Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006—2008 годы. Была создана специальная комиссия по проведению административной реформы на территории Приамурья. На ее базе сформированы шесть рабочих групп по основным направлениям и закреплена персональная ответственность руководителей за их реализацию. Аналогичные комиссии появились в городах и районах области. Был утвержден план мероприятий по реализации реформы на 2007 год с учетом передового опыта других регионов страны.

Пилотным муниципальным образованием по воплощению в жизнь основных мероприятий административной реформы выбран Благовещенский район. То есть все новации сначала мы «обкатаем» на этой территории. Район выбран не потому, что там все плохо, а из-за близости к областному центру — здесь удобнее работать и отслеживать ход преобразований. В прошлом году мы провели масштабную работу по анализу полномочий и функциональной нагрузки каждого структурного подразделения областной администрации, каждого сотрудника. Это необходимо для того, чтобы выявить избыточные, дублирующие полномочия. И оказалось, многие чиновники в разное время «приписали» себе множество «лишних» функций.

Всего тогда еще в администрации области было подвергнуто анализу 1592 функции. Как выяснилось, 25 из них не являются полномочиями департаментов, 13 дублировали друг друга, 50 функций не были подтверждены нормативными правовыми актами, а 10 по результатам анализа предложено передать на аутсорсинг. Таким образом, из 1592 функций 155 оказались избыточными. А ведь на выполнение каждой затрачивается время. Как было подсчитано, число государственных служащих на 1 мая 2007 года превышало их оптимальное количество в структурных подразделениях администрации области на 9,7%. Более точные данные по штатным расписаниям исполнительных органов государственной власти Амурской области можно будет дать после формирования Единого реестра функций и составленных на основе его административных регламентов.

«Ревизия» государственных функций показала, что необходимы преобразования системы органов исполнительной власти в регионе. Для повышения эффективности работы чиновников, согласно постановлению губернатора, были упразднены областные департаменты и образованы министерства и правительство области.

— Виктор Васильевич, что конкретно нашим чиновникам уже удалось сделать?

— Одним из основных направлений административной реформы является управление по результатам. В рамках реализации реформы уже внедряются программно-целевые методы бюджетного планирования, то есть бюджетирование, нацеленное на результат. Чтобы не было, например, так, что расходы казны на медицину растут, а качественного лечения человек не получает. Руководители ведомств докладывают о результатах и основных направлениях деятельности и представляют ведомственные целевые программы, на основе которых рассчитывается индекс результативности. В соответствии с ним и будет производиться корректировка объемов финансирования из областного бюджета в этом году. Сводный доклад о результатах мы отправим в Правительство России, где нашей деятельности дадут оценку эффективности.

В дальнейшем планируется расширить такую практику. В Приамурье уже ведется работа по переориентации бюджетной системы на решение задач, непосредственно связанных с удовлетворением потребностей населения области. Был составлен и одобрен перечень реально востребованных амурчанами услуг. Внедряются новые принципы учета затрат, что будет обеспечивать прозрачность и обоснованность выделения денег из казны области. Также в прошлом году был разработан и принят областной закон «Об областных стандартах качества предоставления бюджетных услуг».

В рамках бюджетирования, ориентированного на результат, началась оптимизация сети бюджетных учреждений. Часть из них переводится в статус автономных учреждений и финансируется в зависимости от потребности в предоставлении услуг, а не от нормативов на содержание учреждений.

— Вы говорили о регламентах услуг. Могут амурчане как-то поучаствовать в их разработке? Или есть готовые документы?

— Комиссия в прошлом году одобрила перечень наиболее приоритетных административных регламентов. И в течение 2007 года были разработаны 22 проекта, пять из них уже утверждены. Кстати, часть регламентов размещена в Интернете на официальном сайте правительства области (www. amurobl.ru в разделе «Административная реформа») для публичного обсуждения. Чтобы амурчанам стало понятно, что содержится в этих документах, могу привести пример. В проекте регламента о предоставлении мест в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов четко расписано, как должны консультировать по телефону чиновники министерства или территориального органа социальной защиты населения.

«При ответе на телефонные звонки специалист, сняв трубку, должен представиться, назвав наименование органа (организации), должность, фамилию, имя, отчество. Во время разговора произносить слова четко, не допускать «параллельных» разговоров с окружающими людьми». Также оговорены сроки ожидания при предоставлении государственной услуги: «максимальное время ожидания граждан в очереди при подаче документов не должно превышать 15 минут», а по предварительной записи — не больше 5 минут. Разработка и внедрение стандартов и регламентов государственных услуг или исполнения функций — один из главных элементов проведения административной реформы. Это поможет устранить избыточные, бюрократические процедуры, упростить и ускорить процесс их прохождения, ликвидировать административные барьеры. Также будет установлена персональная ответственность должностных лиц за соблюдением регламентов, и нарушения будут жестко пресекаться.

—  Амурчан, наверное, больше всего интересуют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Что они дадут?

— Вопрос создания многофункциональных центров сейчас активно прорабатывается министерством социальной защиты населения Амурской области. МФЦ — своего рода супермаркет государственных и муниципальных услуг. Это будет единое помещение для предоставления комплекса услуг по принципу «одного окна». Такие центры появятся в будущем в каждом городе и районе нашей области. Они упростят процедуру получения услуг за счет организации общей точки приема, регистрации и выдачи необходимых документов. Мы определили, что наиболее оправданно в первую очередь предоставление в МФЦ социальных выплат и других форм соцподдержки и социальной защиты населения, а также регистрации собственности, операций с недвижимостью. Таким образом, амурчан избавят от хождения по другим инстанциям для сбора дополнительных справок — это сотрудники учреждения возьмут на себя.

—  Проводятся ли мероприятия по предотвращению коррупции среди чиновников?

— В прошлом году на заседании комиссии по проведению административной реформы утвержден состав рабочей группы по противодействию коррупции. Ею были рассмотрены вопросы о работе государственно-правового управления по проверке нормативных правовых актов области на предмет коррупциогенности, результаты декларационной компании по доходам, имуществе госслужащих области за 2006 год. Также рабочая группа анализировала обращения граждан, говорящие о фактах превышения должностными лицами органов госвласти, местного самоуправления своих полномочий. Реализуя мероприятия административной реформы в рамках деятельности по предотвращению коррупции, проведена значительная работа по повышению эффективности системы бюджетных закупок. Приоритетная задача здесь — внедрение автоматизированной системы размещения заказов «АЦК-Госзаказ «Амур», через нее планируется осуществлять заказы уже в 2008 году. Это не только введение программного обеспечения, но и прежде всего новый порядок организационных процедур. Все специалисты уполномоченного органа по госзакупкам, финансового органа, а также распорядителей и получателей бюджетных средств будут вести единый электронный документооборот, их полномочия и ответственность мы пропишем четко. В системе «АЦК-Госзаказ «Амур» также вся информация будет отражена на официальном сайте, информационном портале, где будет реестр государственных контрактов.

—  Что еще предусматривает реализация административной реформы?

— Одно из основных направлений административной реформы — это повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества. Для этого между органами госвласти, местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями выстроен диалог. Мы прислушиваемся и учитываем их мнение. Для рассмотрения вопросов, связанных с реализацией нацпроектов и демографической политики, при губернаторе Амурской области создан совет. Регулярно проходят общественные слушания проекта областного бюджета, отчета о его исполнении. Проводится общественная экспертиза законопроекта об областном бюджете и налогового законодательства области. На официальном сайте амурского правительства размещены нормативные правовые акты, информация о министерствах, управлениях и инспекциях Амурской области, контактные телефоны, работает виртуальная приемная. В Приамурье также разработан законопроект «Об общественной палате». Планируется, что Амурская общественная палата будет работать над законами и программами вместе с депутатами и чиновниками. Кроме того, наше правительство проводит целенаправленную работу по снижению административных барьеров и развитию системы технического регулирования со стороны представителей федеральных контролирующих органов. Для этого принято распоряжение правительства области «Об утверждении плана действий по развитию частногосударственного партнерства в Амурской области». Об активном взаимодействии власти и общества свидетельствуют, например, такие мероприятия, как общественные слушания основных направлений разрабатываемой стратегии развития области на 2008—2010 годы и на период до 2025 года. Один из разделов отведен реализации административной реформы в Амурской области и повышению эффективности государственного управления. Также концепция стратегии обсуждалась с научной общественностью, где были внесены конкретные предложения.

— Каковы главные задачи административной реформы на этот год?

—  Как я уже сказал, одна из приоритетных задач на 2008 год —  это массовая разработка общественно значимых административных регламентов государственных услуг. Также планируем внедрить уже разработанные в прошлом году регламенты на всей территории области. Большая роль отводится подготовительной работе по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, необходимо оптимизировать сети государственных, муниципальных учреждений, а также государственные функции и создать Единый реестр функций и услуг.